edimka.ru / Будьте красивы и здоровы! / Профессия " Твое будущее" / Профессия — дизайнер Профессия — дизайнер
Дизайнер — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день. Еще бы, кто как не дизайнеры делают нашу жизнь красивее. А экономить на красоте мало кому хочется.
Понятие «дизайн» применимо к любому виду человеческой деятельности. Именно поэтому данная профессия существует в таком разнообразии видов: дизайнер полиграфии (создание макетов, верстка), фитодизайнер (озеленение домов и офисов, создание зимних садов), ландшафтный дизайнер (благоустройство территорий), дизайнер интерьеров (благоустройство квартир и офисов, повышение функциональности и качественного уровня интерьеров), веб-дизайнер (создание сайтов, банеров), дизайнер одежды (воплощение актуальных тенденций моды), фуд-дизайнер (создание красивых изображений блюд для различных меню и кулинарных книг), дизайнер принтов на одежду и т. д.
О том, что представляет собой эта профессия, рассказывает Надежда Осадченко, художник-дизайнер компании модной одежды.
Необходимые качества:
оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуации, предметы;
наличие образного мышления;
умение видеть готовый продукт целиком;
коммуникабельность;
умение слушать и слышать запрос клиента;
креативность — умение подходить к любой задаче творчески, генерировать идеи;
усидчивость — иногда приходится по нескольку раз переделывать одно и то же;
трудолюбие — необходима постоянная практика, только так может оттачиваться мастерство;
терпение — даже в случае неудачи не стоит опускать руки, нужно идти вперед, несмотря ни на что, преодолевая все препятствия на своем пути.
Обязанности:
Напрямую зависят от того, в какой сфере и в какой компании работает дизайнер, но можно выделить несколько основных:
анализ потребностей клиента;
разработка идеи и концепции;
подготовка эскизов, макетов;
согласование с клиентом промежуточных результатов работы, при необходимости изменение концепции с учетом его пожеланий;
воплощение проекта в жизнь.
Что привлекает:
Дизайнер помогает людям увидеть красоту в обычных, казалось бы, вещах, делает их жизнь более яркой, комфортной, радостной. В то же время и сам он, реализуя свои способности и таланты, получает от этого удовольствие. Он способен влиять на желания и настроение людей (например, дизайнер рекламы, упаковки, фуд-дизайнер, дизайнер глянцевых журналов) и даже формировать их мнение в тех или иных вопросах. Возможность общаться с творческими людьми придает дополнительные силы и помогает расширить свой профессиональный диапазон. Чем большей целеустремленностью, работоспособностью и терпеливостью обладает дизайнер, тем больше у него возможности стать известным и популярным (особенно в мире рекламы, дизайна одежды, мебели).
Плюсы и минусы:
Дизайнер может работать не только в офисе, но и дома, на собственном компьютере, на котором будут установлены необходимые программы. Любая ошибка в дизайне не фатальна — ее всегда можно исправить. У дизайнера есть возможность видеть результат своей работы, получать эстетическое удовольствие от процесса.
Теперь о минусах. Зачастую творческий процесс сильно ограничен — финансовыми, временными, идейными рамками. Не всегда можно ориентироваться на полет фантазии, чаще всего приходится делать так, как считает нужным клиент или начальник.
К чему нужно быть готовым:
Выбирая профессию дизайнера, нужно быть готовым к тому, что дизайн — сложная, кропотливая, будничная работа. В ней никто не застрахован от творческих кризисов, идейного истощения. Иногда приходится делать работу в авральном режиме. Нужно также учитывать, что область дизайна достаточно субъективна: то, что предпочитает один, не обязательно понравится другому. Поэтому критерии оценки работы сильно затруднены.
Где учат:
Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова
Московская полиграфическая академия
Московский государственный университет сервиса
Московская международная школа дизайна
Институт современного искусства
Московский университет дизайна и технологий.
Заработная плата:
Заработок дизайнера зависит прежде всего от того, где он работает (сфера деятельности, компания) и каков его опыт
Профессия – коуч
Коуч — это новая для нашей страны профессия. И очень модная современная услуга.Coach переводится с английского как «тренер», «наставник» — тот, кто ведет к результату, к победе. Долгое время идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений: именно там были сформулированы его принципы — концентрация на своих возможностях, раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов.
К коучу чаще всего приходят со следующими вопросами «Что сделать, чтобы добиться поставленной цели?», «Как развиваться дальше?» И этот специалист помогает человеку с учетом всех его личных особенностей и проблем добиться нужных целей, развить в себе качества, которые позволят максимально эффективно проявить себя.
Метод коучинга полезен как в профессиональной сфере, так и в обычной жизни. Людям бизнеса он помогает лучше понять себя, выстроить карьеру, мотивировать подчиненных, научиться правильно планировать рабочее время, быстро ориентироваться в ситуации, принимать решения. А обычному человеку — решить конкретную задачу, с которой тот сам не может справиться, например, на «отлично» сдать экзамены, уладить конфликт. Коуч не принимает решение за клиента и не дает наставлений: «Делайте так-то и так-то». Он помогает уточнить цель, принять верное для данных обстоятельств решение, выработать эффективную и гибкую стратегию поведения для подобных ситуаций в будущем.
О новой перспективной профессии рассказывает профессиональный коуч Анастасия Ларионова.
Что собой представляет
В большинстве случаев коуч ведет одного клиента. Коучинг проходит в несколько этапов. На первой встрече клиент рассказывает о том, чего он хочет достичь, а коуч помогает уточнить цель. Оговариваются правила взаимодействия (продолжительность, оплата и так далее) и начинается работа. При встречах анализируются препятствия на пути к цели, ресурсы, прописываются конкретные шаги, которые помогут достичь заказчику желаемого. Клиент самостоятельно реализует намеченное и время от времени обращается к коучу за поддержкой. Продолжительность работы зависит от запроса клиента, бывает достаточно одной встречи, иногда работа длится в течение полугода (встречи происходят один раз в неделю). Первая встреча всегда личная, а затем общение может идти по телефону, Интернету.
Необходимые качества
умение слушать и слышать;
способность быть хорошим и внимательным собеседником, располагать к доверию — клиенты должны чувствовать себя свободно, не боясь поделиться своими ощущениями и мыслями;
умение трезво мыслить, четко формулировать свои мысли и помогать в этом другим;
хорошая эрудиция;
уверенность в себе;
готовность постоянно учиться вместе с клиентами;
пунктуальность.
Что привлекает в этой профессии
Профессия дает возможность общаться с совершенно разными по статусу людьми, работающими в самых разных отраслях: директорами компаний, начальниками подразделений или просто специалистами. Коуч может довольно быстро увидеть ощутимый результат своей работы, что, безусловно, становится стимулом для дальнейшего совершенствования в специальности. Кроме того, коучинг помогает и без того вполне успешным людям и состоявшимся специалистам ставить и достигать более высоких результатов, а этот процесс — всегда творческий и интересный.
К чему нужно быть готовым
Самая главная особенность этой специальности — отсутствие готовых схем: к каждому клиенту нужно подбирать свой «ключик», то есть каждый раз, в зависимости от конкретной личности, искать новые ходы.
Заказчик, обратившийся за помощью к специалисту, какое-то время может и не понимать, чего он, собственно, хочет, ему бывает сложно сформулировать, какого рода помощь он ждет.
Придется быть универсалом по любым вопросам. На Западе специалисты делятся по отдельным направлениям: коучинг высшего руководящего звена, коучинг в менеджменте, в сфере продаж, по PR, взаимоотношений, семейный и так далее. У нас пока подобного разделения нет, но, возможно, в ближайшее время наметится.
Периодически в работе может происходить затишье, все-таки коучинг — новое для нашей страны направление. Не стоит забывать и о сезонности в работе, например, летом или перед Новым годом клиентов всегда меньше, так как многие уезжают в отпуск.
Можно работать в компании, а можно вести частную практику. Выбирая самостоятельность, сразу надо быть готовым к тому, что это более сложный путь. Специалистам компаний, предлагающих такую услугу, найти клиентов гораздо проще.
Где этому учат
Коуч — для нас довольно новая профессия, и спрос на специалистов только начал формироваться. Согласно прогнозам, через несколько лет, когда она приживется в наших условиях, специалисты будут очень востребованы. Тех, кто сегодня поступает в вуз, ждут хорошие перспективы.
Вот только непосредственно вузы коучей не готовят. Ими становятся, получая дополнительное образование на базе высшего. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Коучинг — направление, близкое психологии. Лучше всего, если базовое образование будет психологическим, медицинским или педагогическим. Из специальностей на психологических факультетах наиболее предпочтительны «клиническая психология» и «социальная психология». Вузы: МГУ, РГГУ, МПГУ.
Впрочем, хорошими коучами могут также стать люди, пришедшие из других профессий. Все это очень индивидуально и во многом зависит от личностных качеств человека и его желания работать в данном направлении.
Дополнительное образование можно получить в Русской школе коучинга.
Сколько можно заработать
Зарплата коуча напрямую зависит от его опыта и сложности «проекта». Новичку сейчас платят 50–70 долларов в час. Опытные коучи «стоят» 100–200 долларов в час.
Профессия – мерчандайзер
Мерчандайзер — молодая и очень популярная профессия на российском рынке труда, она активно набирает обороты последние пять-шесть лет. В переводе с английского merchandising обозначает искусство сбыта.
Известно, что магазин — это место встречи покупателя, товара и денег. Для того чтобы товар в пространстве торгового зала был замечен, оценен и выбран, его надо правильно представить. Именно для этого и существует профессия мерчандайзер. Полная корзина покупателя — вот цель его работы.
Секреты этой профессии представляет Ольга Платонова, мерчандайзер московской сети гипермаркетов:
- Мерчандайзинг востребован у нас в первую очередь в продуктовой рознице (магазины, гипермаркеты). Промтоварный же сектор (магазины техники и электроники, одежды, товаров для дома) только начинает серьезно осваивать технологии мерчандайзинга. Товары не первой необходимости продаются менее динамично.
Обязанности:
Организация грамотного размещения. Окончательное решение приобрести тот или иной продукт покупатель, как правило, принимает именно в магазине. Задача мерчандайзера обеспечить такое размещение товара, при котором и продавцу, и покупателю будет легче сориентироваться и сделать выбор. Важно все: где лежит товар, хорошо ли его видно, удобноли его брать, что о нем известно.
Правильная организация торгового пространства (продуманное освещение, деление на зоны и т. д.).
Создание атмосферы (общий стиль магазина, чистота, музыкальный фон, восприятие цветов, сезонность).
Участие в проведении рекламных акций.
Пополнение ассортимента. Мерчандайзер имеет доступ к складу на случай, если для нужного размещения в зале недостает товара.
Наблюдение за уровнем продаж, за розничными ценами (насколько они конкурентоспособны).
Консультирование продавцов по поводу того или иного товара и стратегии продаж.
Подготовка торгового зала к выходным и праздничным дням, когда в магазин стекается особенно большой поток покупателей.
Отслеживание складских остатков и завезенных в магазин товаров (сроки их годности, соответствие между имеющимся на складе количеством товаров и реальной потребностью в них).
Возможное участие в подборе ассортимента.
Необходимые качества:
активность, энергичность — мерчандайзер весь день проводит на ногах, в движении и контакте с разными людьми.
располагающая внешность, коммуникабельность, умение общаться с работниками торговли.
сообразительность, креативность. Не секрет, что место расположения товаров стоит периодически менять. Например, покупатель, не обнаружив своего любимого печенья на привычном месте, поневоле пустится гулять по магазину. Мерчандайзеру необходимо сделать так, чтобы процесс приобретения товаров превратился в увлекательное путешествие.
понимание психологии продаж, организаторские способности (теоретически администрация магазина заинтересована в росте продаж, но на практике часто приходится убеждать руководителей в необходимости той или иной рекламной акции, особенно если магазин большой и поток посетителей и так существует). Хороший специалист может не только увеличивать объем продаж, но и менять покупательские предпочтения, постепенно приучая людей к новым видам продукции и малоизвестным торговым маркам.
стрессоустойчивость.
внимательность и аккуратность. Мерчандайзеру приходится немало работать с отчетами, складскими документами.
азартность (мерчандайзер должен стремиться к тому, чтобы уровень продаж постоянно увеличивался — размышлять, просчитывать, искать новые способы рекламы).
мобильность, легкость на подъем.Помощь мерчандайзеров может потребоваться и во внеурочное время (когда проходят специальные акции, рекламные кампании, когда необходимо, чтобы оформление магазина было завершено к открытию).
Особенности профессии:
Обычно мерчандайзерами работают люди до 40 лет, на эту должность охотно берут и студентов. Наличие водительских прав и собственного автотранспорта приветствуется, но не является обязательным условием.
Рабочий день чаще всего ненормированный, время можно варьировать, главное, чтобы специалист выполнял свои функции, а когда — не так уж важно. Однако в некоторых организациях мерчандайзеры работают по стандартному графику — с 9.00 до 18.00.
Мерчандайзинг не относится к профессиям, которые выбирают на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время в этой должности, люди продвигаются по карьерной лестнице дальше. Мерчандайзинг — отличный старт для развития способностей в области продаж. Впоследствии можно стать супервайзером (руководителем группы мерчандайзеров), сотрудником отдела маркетинга, торговым представителем.
Что привлекает в этой профессии:
Возможность узнать как можно больше об организации, бизнесе, получить четкое представление о способах продвижения товара, а также практический опыт общения с представителями торгующих организаций. Кроме того, есть хорошие шансы реализовать свои творческие способности, увидеть конкретные результаты собственной работы, двигаться с большой скоростью по карьерной лестнице.
К чему нужно быть готовым:
к непониманию со стороны администрации;
к умению отстаивать свою точку зрения и убеждать руководство;
к большой ответственности (за точность сведений об остатках товара на складе, правильность выкладки);
к форс-мажорным ситуациям, например, работе ночью;
к полной включенности в работу, к тому, что она потребует много энергии и сил.
Где этому учат:
Большинство специалистов, работающих в этой должности, — выпускники МГУ, РГГУ, МосГУ и других вузов, где выделена специализация «Реклама». Крупные компании обычно сами обучают мерчандайзеров: набирают подходящих кандидатов и проводят предварительные занятия (в среднем они длятся от одной недели до трех.). Новичков знакомят с общей стратегией продаж, принятой в компании, с основами рекламы и маркетинга. Далее работник учится всему на практике и на ежемесячных семинарах, где с ним делятся опытом более квалифицированные специалисты.
Сколько можно заработать:
В Москве зарплата мерчандайзера в зависимости от загрузки, квалификации и пожеланий начальства составляет в среднем около 600 долларов плюс бонус, высчитываемый исходя из выполнения плана продаж. У тех, кто трудится в небольших магазинах, оклад может быть меньше. Обычно работодатели компенсируют транспортные расходы (проездной, бензин, запчасти).
Дополнительная внеурочная работа имеет почасовую оплату.
Профессия – искусствовед
Профессия искусствоведа сегодня очень многогранна. Ее представители могут найти себя в абсолютно разных областях: в арт-критике, на телевидении (вести цикл передач, посвященных искусству, или выступать в качестве эксперта), в научно-исследовательской деятельности, в качестве куратора частных выставок, арт-консультанта (консультирование людей, желающих вложить свои деньги в произведения искусства), арт-дилера (частное лицо, которое занимается покупкой и продажей произведений искусства). А также – работать в музеях, заниматься оценкой картин или заведовать своей собственной галереей. Предоставим слово профессионалам.
Наталья Мамонтова, старший научный сотрудник, хранитель отдела живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи:
— Хранитель отвечает за сокровища, стоимость которых подсчитать практически невозможно, а если точнее – обеспечивает безопасность и сохранность картин. В нашей галерее всего семь хранителей. Безусловно, вместе с нами работает еще целая команда: противопожарная служба, охрана, служба доставки и так далее. Наши картины – как любимые ученики, на каждую хранится личное дело, в котором есть вся необходимая информация: фото, размеры, история, описание количества и характера реставрационных работ и многое другое.Кроме этого, хранитель организовывает выставки – в самой галерее и вне ее стен, пишет пресс-релизы, а также различные искусствоведческие тексты. Наиболее «горячий» день на неделе у нас, как ни странно, понедельник. Галерея в этот день закрыта для посещения, но в выставочных залах кипит работа: необходимо все проверить, если нужно – перевесить, добавить, снять или отправить на выставку в другой город или страну. Также по понедельникам под присмотром хранителя производится уборка картин (это очень специфическая процедура, мы работаем с компанией, персонал которой знает и учитывает все тонкости работы с произведениями искусств).
Ася Ефремова, куратор выставок: – Куратор – это особая художественная профессия в современном искусстве. Куратора можно сравнить с режиссером фильма, но для широкого зрителя в нашей стране его миссия пока остается не очень понятной и заметной. Куратор придумывает определенную концепцию выставки, подбирает произведения искусства (а нередко и заказывает художникам новые работы), соответствующие этой концепции, отслеживает актуальные, с его точки зрения, направления и тренды, взаимодействует с людьми, которые работают в этом направлении, а также создает общий вид экспозиции, выстраивает ее, находит ей подходящее место. Выставка может проходить не только в зале, но и в сквере галереи, например – все зависит от концепции и тематики, а также от задач, которые ставит перед собой куратор. Можно сказать, что он формирует среду. Это дизайнер, художник, критик и менеджер в одном лице. Именно от этого человека зависит, насколько интересной, познавательной и актуальной будет выставка. А от этого в свою очередь зависит прибыль галереи.
Необходимые качества:
хороший художественный вкус;
широкий общеобразовательный кругозор, интерес к истории искусства, знание современных тенденций в живописи;
активность, энергичность;
хорошие организаторские способности;
умение грамотно говорить и писать на родном языке;
способность «заражать» других людей своими идеями и убеждениями.
умение сосредоточивать внимание на деталях и мелочах;
хорошая наблюдательность;
коммуникабельность, доброжелательность;
способность аргументировать и отстаивать свою позицию и точку зрения;
уверенность в себе.
Основные обязанности:
отслеживание актуальных тенденций в живописи;
постоянный поиск новых имен, а также интересных идей и предложений;
подготовка, организация, курирование выставок (иногда по нескольку сразу);
написание искусствоведческих текстов, пресс-релизов, рецензий;
Еженедельный обход экспозиций, реставрация, уборка, упаковка, транспортировка картин (хранитель);
покупка и продажа произведений искусства (арт-дилер);
раскрутка имени художника, реклама.
К чему нужно быть готовым:
к большому объему работы и часто — к ненормированному рабочему дню;
к различным непредвиденным обстоятельствам: договоренности в любой момент могут сорваться, а сроки — передвинуться, поскольку приходится работать с большим количеством людей (художники, руководство галереи, журналисты, зрители); главное — не опускать руки;
к непониманию другими людьми идеи и концепции выставки, которую ты организовал;
к несерьезному отношению к этой профессии со стороны других людей.
Где учат:
на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова;
на факультете теории и истории изобразительного искусства МГАХИ им. В. И. Сурикова;
на факультете искусствоведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Внешний вид
Очень ценится сочетание элегантности, простоты и удобства. И эта задача вполне выполнима: вкус и образование часто помогают людям этой профессии создавать индивидуальный стиль, а не просто следовать последним тенденциям и комбинировать модные детали. Не случайно среди искусствоведов много по-настоящему стильных людей!
Что привлекает в этой профессии
Обилие интересной информации, постоянный поиск тем, непрерывное творчество, внутреннее достоинство, возможность абстрагироваться от суеты и неприятных эмоций современной жизни. Постоянное соприкосновение с произведениями искусства, за каждым из которых стоит духовный опыт их авторов, наполняет внутренний мир искусствоведа бесконечно новыми и разнообразными впечатлениями и переживаниями
Профессия – пресс-секретарь
О профессии рассказывает Елена Докучаева, пресс-секретарь эстрадного артиста и танцевального коллектива:
— За последние несколько лет профессия пресс-секретаря стала очень популярной. Пресс-службы есть практически во всех крупных организациях и компаниях. В государственных учреждениях, в департаментах, в любых общественных организациях эта должность существует еще с советских времен — пресс-секретарь должен был предоставлять официальную информацию для печати, радио и телевидения. В коммерческих структурах позиция пресс-секретаря включена в структуру отдела по связям с общественностью (РR). В наше время уже многие эстрадные артисты приглашают в свою команду штатного пресс-секретаря и только через него общаются с различными СМИ. Это очень удобно и экономит массу времени.
Назовем основные обязанности пресс-секретаря:
мониторинг и анализ средств массовой информации (СМИ);
подготовка пресс-конференций, приуроченных к тем или иным событиям (выход нового диска, фильма, проведение концертной программы);
написание пресс-релизов;
создание пресс-пакета для журналистов.
Обязательные качества, которыми должен обладать пресс-секретарь:
способность к самоорганизации, умение планировать свой день;
дисциплинированность и пунктуальность: заставлять себя ждать – это проявлять неуважение к собеседнику;
умение воспринимать и удерживать в голове множество различной информации;
отзывчивость, исполнительность, открытость для общения;
всегда быть начеку! Всюду — на банкете, на прогулке, в спортзале — по возможности иметь при себе фотоаппарат, диктофон, ручку и блокнот: в любой момент можно сделать любопытные фотографии, услышать занимательные истории, которые заинтересуют прессу;
быть амбициозным и «жадным» до новых впечатлений и знаний, но не любопытным там, где это не касается дела;
интересоваться культурной жизнью, посещать выставки, а также «нужные» мероприятия, те, которые касаются сферы его работы;
умение «отключаться» от рабочих моментов, полноценно отдыхать;
искренне любить свое дело, верить, что твой труд приносит реальную пользу.
К чему нужно быть готовым:
к изменению привычного ритма жизни: рабочее время часто сдвигается на вечер и ночь;
к отсутствию запланированных отпусков и выходных;
к повышенной ответственности за свою деятельность;
к неодобрительному отношению со стороны журналистов и коллег;
к негативному отношению к фирме, которую вы представляете, к артисту и т. п.;
к повышенной настойчивости: часто нужный контакт может появиться после десяти обращений, а то и больше.
Где этому учат?
На факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (специализация PR – public relations/связи с общественностью).
На факультете международной журналистики МГИМО (отделение «Связи с общественностью»).
Хорошими пресс-секретарями становятся журналисты, люди с образованием психолога и в принципе любой человек с позитивным восприятием жизни, умеющий хорошо писать и говорить.
Внешний вид
В течение дня приходится общаться с большим количеством людей, поэтому всегда нужно выглядеть «на все сто». Пресс-секретарь — это «лицо» артиста или компании. Хороший имидж придает больше уверенности и комфорта в общении. Одежда должна соответствовать месту: на пресс-конференции, на концерте, в офисе это, как правило, деловой костюм, туфли. В более демократичной обстановке — при подготовке мероприятий, на гастролях или записях — просто удобная, но аккуратная одежда. Желательно не включать в гардероб чрезмерно экстравагантные вещи (откровенные декольте, рваные джинсы, прозрачные блузки и платья). Парфюмерия и косметика должны использоваться в меру.
Что привлекает в этой профессии?
Прежде всего — общение с интересными людьми, у которых можно многому научиться. Очень захватывает творческое состояние, которое испытываешь, когда пишешь тексты или интервью. В процессе работы учишься быстро принимать решения и находить выход в таких ситуациях, где, кажется, ничего уже невозможно исправить или изменить. Людям, которые работают пресс-секретарями, никогда не бывает скучно — постоянно появляются новые задачи. И, как ни странно, привлекает непредсказуемость — иногда даже и предположить невозможно, чем придется заниматься на следующий день или через неделю.
Профессия – IT-менеджер
Рассказывает Дмитрий Козлов, IT-менеджер в одном из московских банков
Обязанности
IT-менеджер — это глава IT-отдела (Information Technology — информационные технологии), его функция заключается в управлении этим отделом. IT-отдел занимается всем, что связано с компьютерами. От размера компании зависит и количество сотрудников отдела, и функции менеджера. В маленькой фирме IT-менеджер делает все «от и до». Не исключено, что в этом отделе он — единственный сотрудник.
Чем больше фирма, тем больше IT-отдел. У менеджера появляются подчиненные, которым он делегирует часть своих полномочий (исполнительских). Один бегает, подключает компьютеры и телефоны, другой устанавливает и обеспечивает функционирование необходимых в работе программ (например, бухгалтерской 1C) и помогает пользователям, если что-то не работает. А сам IT-менеджер их контролирует и консультирует, так как является экспертом в этих областях.
В большой фирме, соответственно, большой IT-отдел, в котором появляются подотделы: телефонии, поддержки пользователей, системного администрирования и так далее. Правда, в этом случае IT-менеджер уже не является экспертом во всех этих специальных областях. Он контролирует эффективность работы этих подотделов, планирует стратегию развития отдела (так как фирма растет, да и качество обслуживания пользователей надо постоянно повышать), составляет бюджет, и т. д. Все экспертные функции он передает руководителям соответствующих подотделов.
Ну, а в гигантской фирме IT-менеджер называется IT-директором. Он может вообще не быть специалистом по информационным технологиям, он управляет отделом исключительно на стратегическом, «космическом» уровне. А для исполнения «земных» управленческих функций у него есть заместители. И структура отдела уже может быть не такой явной, как раньше — «функция — подотдел». Работа может быть организована, например, по группам, куда для решения задач привлекаются сотрудники разных подразделений. А может добавляться, например, географическое деление. Все это уже имеет мало отношения непосредственно к информационным технологиям, скорее, к общей структуре организации и принципам управления в ней.
Места работы
Нужно заметить, что мы подробно рассмотрели IT-отдел, который выполняет только сервисные функции. То есть когда основной вид деятельности фирмы никак не связан с IT-технологиями. Это могут быть банки, издательства, розничная, оптовая торговля и т. п.
А что происходит в тех фирмах, которые специализируются на оказании IT-услуг? В них тоже есть IT-отдел, выполняющий исключительно сервисные функции, но наряду с этим почти все остальные отделы (кроме таких, как бухгалтерия и охрана) занимаются инфомационными технологиями в том или ином виде. Например, отдел разработки программирует приложения к программам, отдел продаж их продает клиентам, отдел внедрения устанавливает эти приложения у клиента и т. д. Это в самом общем виде. Есть фирмы, которые занимаются чем-то одним: только программируют, или только внедряют, или только продают.
Применение своим знаниям можно найти в любой из структур, описанных выше: в отделах разработки, поддержки пользователей, системного администрирования, продаж и т. д. Работать можно как в IT-компании, так и в фирме, где просто есть IT-отдел.
Где учат
Обычно это факультет АСУ (автоматизированных систем управления) или прикладной математики любого технического вуза. Плюс Физико-технический государственный университет, механико-математический факультет МГУ. Хотя к IT все это имеет мало отношения. Такой специализации в наших вузах нет. Ее каждый выбирает для себя сам и получает и накапливает знания в процессе работы.
Необходимые качества
Никакими особыми качествами обладать не нужно. Те, кто с компьютером «на ты» — хорошо его знают, увлекаются программированием, — везде найдут дорогу и придутся ко двору. Ну и, конечно, английский язык неплохо бы знать.
Внешний вид
Обычно в IT-отделах самое демократичное отношение к внешнему виду. Но чем выше позиция и чем солиднее фирма, тем строже правила, тем ближе они к стандартным офисным требованиям к «белым воротничкам».
К чему быть готовым, если ты выбираешь эту профессию
Если задуматься, на IT-менеджере лежит большая ответственность: от того, насколько бесперебойно и слаженно работает его отдел, может зависеть работа фирмы в целом. Конечно, ему придется сталкиваться и с нервозностью пользователей-сотрудников, у которых компьютер ломается в самое неподходящее время, и с нежеланием пользователей вникать в элементарные ситуации. А тем, кто оказывает IT-услуги, нужно быть готовым к любым капризам и нетерпению заказчика, пусть даже они будут и необоснованными.
Сколько
Специалист по компьютерам получает от 2000–2500 до 7000–10 000 долларов. Впрочем, могут быть отклонения, как в ту, так и в другую сторону.Профессия – фитнес-инструктор
Фото: © FOTOLINK
Рассказывает Галина Лемеза – инструктор групповых программ.
Чтобы стать профессиональным фитнес-инструктором, необходимо иметь звание мастера спорта или диплом преподавателя физкультуры (лучше и то и другое) плюс сертификат об окончании курса обучения профессии.
Как стать инструктором?
Тут без дополнительного образования не обойтись. Инструктор настоящий или будущий должен быть заинтересован в нем прежде всего сам. Необходимо выбрать курсы обучения профессии (физкультурное образование еще не дает право быть фитнес-инструктором) и обучиться основам профессии. Ведь надо уметь не только самой хорошо выполнять упражнения, но и рассчитывать нагрузку, составлять оптимальные программы для разных групп клиентов, знать основы травмобезопасности и способы оказания первой медицинской помощи, иметь представление об основах диетологии.
Лучше и выгоднее быть универсальным инструктором – это инструктор, который знает и проводит разнообразные программы.
Как стать универсалом?
Не останавливаться, постоянно повышать свой уровень, осваивая все новые направления: степ-аэробика, СТ (силовые тренировки), интервальный тренинг, пилатес, фитнес-йога и так далее. Чем больше, тем лучше! Правда, стопка сертификатов о пройденных курсах и освоенных направлениях – это еще не залог успеха, тут очень важна практика. Самое сложное для начинающих – выходить перед целой группой и вести занятия. Легче всего здесь приходится тем, кто пришел в профессию из танцев или из художественной гимнастики.
Обязанности
Единых утвержденных обязанностей не существует, так как они зависят в большей мере от политики каждого фитнес-клуба.
Одна из основных обязанностей: инструктор во время своего занятия отвечает за все, за всех и каждого. Он должен все держать под контролем.
Кроме того, перед каждым уроком инструктор должен ставить для себя задачу и на тренировке решать ее, а не просто «пришел, провел занятие и ушел».
К чему быть готовым
Ко всему! Начиная от обморока клиента и заканчивая самыми фантастическими претензиями и замечаниями о внешнем виде.
К высоким физическим нагрузкам.
К общению в режиме нон-стоп.
К работе без выходных.
К тому, что придется пересмотреть свое жизненное расписание (отказаться от вечеринок, ночных прогулок, дискотек до утра).
Необходимые качества
Лидерские – умение зажечь людей, повести за собой.
Любовь к людям, только таким образом можно дать им душевное тепло, разрядку.
Выносливость.
Природное обаяние.
Умение настоять на своем. Даже тех, кто приходит на занятия по собственной воле, все равно надо время от времени заставлять.
Собранность. Если вдруг на занятии кому-то станет плохо, важно не запаниковать, а суметь оказать первую медицинскую помощь.
Коммуникабельность. Умение найти подход к каждому, инструктор должен быть в некотором смысле психологом.
Умение отчетливо, понятно и достаточно громко говорить.
Умение четко разделять личную жизнь и работу (все проблемы оставлять за дверью зала). Люди все очень чувствуют.
Внимательность: если человек перетрудился – это важно заметить вовремя.
Танцевальный талант (желательно). Если инструктор красиво двигается, за ним хочется повторять!
График работы
Как правило, инструкторы работают каждый день, и не в одном, а в двух и большем количестве клубов, это вынужденная ситуация. В одном клубе нет возможности получить достаточное количество часов. Оптимально работать параллельно в двух клубах, в трех – это уже перебор и лишняя трата сил.
Количество и частота тренировок в день у инструктора зависит от многого:
от возраста;
от физической подготовки;
от интенсивности и формата уроков (30–45–60 минут)
Инструктор вполне может провести 2–3 тренировки в первой половине дня, отдохнуть и провести такое же количество занятий днем или вечером.
В нашей работе важно не пренебрегать отдыхом (моральным и физическим), потому что только отдохнув возможно продолжать нормальное общение с клиентами. То есть видеть и слышать (держать под контролем) все, что происходит в зале.
Внешний вид (очень важный пункт!)
Опрятность (это даже записано в контракте инструктора).
Изюминка образа. В каждом из нас должно быть нечто, что подчеркивает нашу индивидуальность. Например, необычная прическа, манера одеваться или что-то еще).
Современная спортивная форма (нужно соответствовать фитнес-моде). Это держит в тонусе клиентов, они за нами тянутся.
Хорошие, профессиональные кроссовки.
Обязательно выглядеть здоровым и отдохнувшим.
За что любить
За постоянное общение. Люди все очень разные, поэтому в моей работе никогда не происходит застоя, мне это очень нравится!
За возможность реализовать себя в танце, за возможность реализовать свои творческие идеи.
За возможность видеть результат своей работы.
Сколько
Оплата зависит от стажа работы на одном месте, от наличия сертификатов, от популярности инструктора у клиентов. Как правило, 10–40 долларов за час тренировок.
Где учат
Базовое образование:
РГУФК (Российский государственный университет физической культуры) и все институты, имеющие кафедру физкультуры («Физкультура» – здесь это ключевое слово!) Училища физкультуры.
Дополнительное образование:
Необходимо выбирать грамотные курсы, так как не на всех учат хорошо. Действительно профессиональные, на мой взгляд, это – Федерация аэробики, World Class, Ассоциация профессионалов фитнеса
Профессия – менеджер по работе с персоналом
Рассказывает Анна Воронина, менеджер по персоналу одного издательского дома
День начинается с просмотра резюме, пришедших ко мне на почту, а также «охоты» на кандидатов на профильных сайтах. Первое представление о соискателе я получаю именно из резюме, затем беседую с ним по телефону, потом назначаю личную встречу. Телефон звонит постоянно, потому что люди жаждут устроиться на работу. Правда, бывает, что звонящие кандидаты сами не до конца понимают, на какую именно позицию они претендуют. Моя задача – понять, какая вакансия может заинтересовать конкретного человека и сориентировать его.
Работа непростая, а потому интересная. Надо знать, где и как искать. Как среди большого количества соискателей найти лучшего, нужного именно нам специалиста.
Я провожу психологические тесты, которые помогают выяснить интеллектуальные способности и личные особенности кандидата (есть ли у него качества, необходимые для должности, на которую он претендует, сработается ли с коллективом), немного полагаюсь на собственную интуицию. Бывает так, что кандидат вызывает раздражение, но личное отношение в нашей работе ничего не решает, аргументы «понравился – не понравился» здесь не подходят. Необходимо отринуть личную неприязнь, уметь расположить человека к беседе, создать такие условия, чтобы он проявил себя, показал навыки и способности. Ведь он может оказаться отличным специалистом.
Функциональные обязанности
На первый взгляд профессия кадровика (на современный лад – менеджера по персоналу) состоит из бесконечных резюме и собеседований. Но это не так, часто это еще составление проектов приказов о назначении, перемещении, увольнении, а также ведение трудовых книжек и прочее кадровое делопроизводство. Хотя в некоторых компаниях эти обязанности делят между разными людьми.
«Продвинутые» кадровики (имеющие определенную квалификацию и опыт работы) отвечают не только за набор персонала, но и за организацию эффективной работы, за обучение.
Внешний вид
Внешний вид менеджера по персоналу напрямую зависит от требований компании, в которой он трудится. В одних фирмах относительно свободная форма одежды, и на джинсы там смотрят сквозь пальцы, в других сразу оговаривается корпоративный дресс-код, и тогда деловой костюм становится лучшим другом.
Но вне зависимости от величины компании и ее корпоративной культуры менеджер по персоналу всегда на виду и должен «держать марку», а именно иметь опрятный и располагающий к общению внешний вид.
К чему быть готовым
К постоянному общению, как следствие – к перенасыщенной вербальной коммуникацией жизни. Это, с одной стороны, очень интересно и познавательно, есть возможность общаться с разными людьми. Конечно, общение чаще всего проходит шаблонно, по заранее известному сценарию, но в любом случае все люди разные и за всеми интересно наблюдать. Отличная возможность держать себя в тонусе – это плюс, можно устать от общения – это минус.
Необходимые качества
Коммуникабельность, доброжелательность, терпение. Соискатели – это самые разные люди, с разным уровнем образования. Стрессоустойчивость, внимательность – работа очень динамичная, по несколько собеседований в день с небольшими перерывами. Необходимо и в конце рабочего дня оставаться внимательным, собранным и беспристрастным.
Зарплата
Менеджер по персоналу на данный момент – одна из наиболее популярных и хорошо оплачиваемых профессий. Специалисты без опыта работы оцениваются в 350–600 долларов в зависимости от размера компании и количества сотрудников. Специалисты с опытом работы от года могут рассчитывать на зарплату 600–1000 долларов. Руководители отделов по работе с персоналом 1000–2000 долларов и больше.
Где учат
Факультет психологии любого вуза, специализация начинается на третьем-четвертом курсе. Либо специализированные курсы, их сейчас великое множество (при наличии высшего образования).
Словарик менеджера по персоналу
Рекрутинг (Recruitment – англ.) – набор новобранцев или пополнение рядов, то есть подбор персонала. Рекрутинговые агентства – агентства по подбору персонала.
HR-служба (Human Resourses – англ.) – отдел кадров.
Хедхантер (Headhunter – англ.) – если дословно, то «охотник за головами». А по-нашему – человек, занимающийся подбором персонала.
Кадровый менеджмент – оптимизация работы, мотивация «старичков» (сотрудников со стажем), обучение персонала и так далее.
Коучинг (Coaching – англ.) – на русский язык этот термин можно перевести как «наставление, подготовка, тренировка». Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Основная задача коучинга – стимулировать самообучение, раскрыть внутренний потенциал, который, возможно, пока спит.
Профессия – психолог-консультант
Фото: © FOTOLINK
Рассказывает Галина Степанова, главный специалист Московской службы психологической помощи населению (МСПП), групповой аналитик, действительный член общества психоаналитически ориентированных психологов (ОПП)
Обязанности
Проведение индивидуальных консультаций, групповых занятий. Просветительская работа (лекции и беседы с населением). Ведение истории клиентов (заполнение карточек по результатам каждой встречи).
Внешний вид
Внешний вид психолога-консультанта должен располагать к доверительному разговору. Вовсе не обязательно быть одетым дорого или как-то уж очень продумано. Самое главное, чтобы внешний вид психолога настраивал на работу, а не отвлекал клиента. То есть на работу психолог не должен надевать ярких костюмов, крупных украшений, парфюм с резким или экзотическим запахом также лучше оставить для встреч с друзьями.
Необходимые качества
Помимо знаний психологу важно быть эмоционально уравновешенным, так как он ежедневно встречается со множеством людей (у каждого своя проблема, свое настроение), это качество поможет оставаться в профессии. Психолог должен быть терпимым к самым разным людям и проблемам, готов к тому, что кто-то или что-то может вызвать в нем антипатию – это не должно отразиться на его работе. Необходима внимательность к деталям, умение отслеживать и контролировать свое и чужое эмоциональное состояние, а также способность удерживать большой объем информации в голове. Умение понимать прямо противоположные точки зрения по одной проблеме у разных людей (видеть плюсы и минусы в каждой).
Тактичность, умение оказать поддержку (подбодрить, внушить надежду, показать, где клиент себя недооценивает и так далее).
Важен позитивный взгляд на себя и на жизнь (преобладание позитивного видения себя, ситуации и других людей, в то же время не отрицание и не игнорирование существующих негативных моментов – важно видеть все стороны реальности).
К чему быть готовым
Выбирая профессию психолога-консультанта, нужно быть готовым прежде всего к постоянному, интенсивному общению. К непредсказуемым результатам деятельности (можно спрогнозировать, но до конца все-таки нельзя предугадать, как будут развиваться отношения между психологом и клиентом). Важно также знать, что работа не всегда может или должна заканчиваться успехом (у каждого психолога есть право на ошибку).
Плюс надо быть готовым к разного рода неожиданностям – как позитивным, так и негативным. Например, к эмоциональному давлению, агрессивным вспышкам, лжи (или утаиванию важных фактов), слезам клиентов.
За что любить
Мне самое большое удовольствие доставляет наблюдение за динамикой работы (индивидуальной и групповой). Развитие, рост, изменения. Если что-то меняется в лучшую сторону, то это очень видно. Все равно, что цветок практически увял, а потом постепенно начинает оживать, расцветать... Я ощущаю себя созидателем!
Профессия – ветеринарный врач
Общая характеристика профессии
Специалист по борьбе с антропозоонозами — болезнями, общими для человека и животных.
Содержание труда
Лечение и профилактика болезней животных, а также проведение различных медицинских и косметических процедур, в том числе операций; ветеринарно-санитарный контроль при производстве и реализации продуктов животноводства.
Условия труда
Работа может проводиться в специально оборудованном помещении (клинике, лаборатории), на дому или на воздухе. В процессе работы обычно используются медицинские инструменты, лекарственные препараты, химические реактивы.
Области применения
Ветеринарные аптеки, клиники, консультации, лаборатории. Предприятия, перерабатывающие продукцию животноводства. Продовольственные рынки, предприятия общественного питания. Зверофермы и животноводческие фермы. Таможня. Зоопарк. Цирк.
Доминирующая профессиональная направленность — природа.
Должностные обязанности
Охрана здоровья сельскохозяйственных и промысловых животных, главная цель которой — способствовать росту поголовья скота и птицы, а значит, увеличению производства мяса, молока, яиц и других продуктов питания — одна из основных задач, решаемых ветеринарной службой. Ветеринарная наука занимается также изучением возбудителей инфекционных болезней у животных, модернизацией способов массовых профилактических прививок, проектируемых в животноводстве и пр. Ветеринарный врач ведет постоянную борьбу с антропозоонозами — болезнями, общими для человека и животных. Ими человек заражается от больных или переболевших животных, через полученные от них продукты и сырье.
Ветеринарная служба контролирует санитарное качество мяса, молока и др. продуктов животноводства. Ветеринарный врач колхоза или совхоза следит, например, чтобы работники ферм четко соблюдали правила зоогигиены, контролирует санитарное состояние доильных агрегатов, молочного инвентаря и т.п. Все сельскохозяйственные животные находятся под постоянным надзором ветеринарного врача или фельдшера. Ветеринарный врач проводит ветеринарно-санитарную экспертизу, определяя доброкачественность продуктов, поступающих в продажу, в сферу общественного питания. В ряде случаев ветеринарный врач может накладывать запрет на продажу негодных продуктов или проводит их конфискацию. Ветеринары держат под неослабленным контролем также и применение ядохимикатов, которые они проверяют на возможность их накопления в живых организмах и загрязнения таким образом продуктов питания.
Чтобы деятельность ветеринара была успешной, он должен быть честным, принципиальным человеком, обладающим большим чувством ответственности, умеющим отстаивать свое мнение и доводить начатое дело до конца. Для него характерны повышенная наблюдательность и внимание к мелочам, аккуратность, терпение, выдержка, умение контактировать с людьми и, конечно, любовь к животным.
Необходимые качества
Развитая наблюдательность, память, логическое мышление, терпение и доброжелательное отношение к животным. Лечащему и оперирующему ветеринарному врачу необходимо иметь сильные и ловкие руки для фиксации животных и проведения процедур.
Медицинские ограничения
Аллергия на животных и лекарства, физические недостатки, мешающие проведению осмотров и процедур.
Родственные профессии
Ветеринарный фельдшер, зооинженер, бактериолог, санитарный врач, агроном, вирусолог, эпидемиолог, технолог по изготовлению кормов.
Квалификационные требования
Получить высшее образование можно в Московской ветеринарной академии им. К.И.Скрябина, любом институте сельского хозяйства.
Ведущие интересы — биология.
Обязательное условие — любовь к животным.
Востребованность на рынке труда — высокая.